С тех пор как в Министерство образования и науки пришло новое
руководство, студенты начали чаще выходить на улицы, а в высоких
кабинетах стали реже говорить о Болонском процессе. Курс на
евроинтеграцию в образовании сменился курсом на укрупнение вузов и ещё
большее подчинение Минобразования. Во всяком случае, так видятся
процессы, происходящие в ведомстве, со стороны. Каким будет высшее
образование в Украине через пять лет?
«Ну вы и вопросы задаёте!» – так отреагировал на запрос Фокуса
заместитель директора департамента высшего образования Министерства
образования и науки Юрий Каравайченко. Чуть позже на электронную почту Фокусу
пришло из министерства письмо, в котором описывались основные положения
проекта закона «О высшем образовании». Как следует из письма, в новой
редакции закона сохраняется курс на вхождение в единое европейское
образовательное пространство, а вузам обещают автономию в вопросах
управления учебным заведением, реализации международных программ и
финансовой деятельности и самостоятельное определение содержания
образования.
Автономия вузов и сближение с европейским пространством – это
ключевые позиции, заложенные предыдущей командой министерства.
«Намеченный курс якобы сохраняется, но по факту консервируется
постсоветская система», – говорит один из участников рабочей комиссии,
президент Национального университета «Киево-Могилянская академия»
(НАУКМА) Сергей Квит и приводит пример: вместо того, чтобы реализовать
автономию, Минобразования в этом году переподчинило себе вузы, которые
ранее ему не подчинялись. Или, к примеру, министерство попыталось
отменить наличие обязательного сертификата по английскому языку при
поступлении в НАУКМА. «Это при том, что языком современной науки
является английский.
А в нашей стране, как ни в какой другой, существует проблема с англоязычными преподавателями и учёными», – отмечает г-н Квит. Чего хотят студенты «Образование не ориентировано на потребности рынка, потребности
студентов, но ориентировано на образовательный стандарт», – убеждён
президент Украинской ассоциации студенческого самоуправления Елизавета
Щепетильникова. Студентка четвёртого курса факультета «международные
отношения» с английским языком обучения говорит так громко, что люди за
соседним столиком оглядываются. Видно, что для Елизаветы реформирование
высшего образования – наболевший вопрос. В десятом классе она год
училась в США, вернувшись на родину, сдала экстерном экзамены и
получила золотую медаль. Однако это ей не помогло поступить в Киевский
национальный университет им. Шевченко. «Просто тогда ещё не было ВНО
(Внешнего независимого оценивания), – улыбается Елизавета. – В КНУ мне
сказали, что знание английского у меня недостаточное». Щепетильникова
возглавляет организацию, в которую входят 170 вузов. Именно эта
организация вывела на улицу студентов, протестовавших против
нововведений министерства, в частности, установления платных услуг в
вузах. Лиза – студентка новой формации, она точно знает, чего хочет.
«Никто не будет работать на одном месте всю жизнь. Образование должно
быть фундаментальным, но в то же время гибким, чтобы человек мог
переходить в смежные сферы безболезненно Никто
не будет работать на одном месте всю жизнь. Образование должно быть
фундаментальным, но в то же время гибким, чтобы человек мог переходить
в смежные сферы безболезненно », –
говорит девушка. Ключевые требования её организации к новому закону –
практичность знаний и сотрудничество вузов с работодателями.
В частном университете, где учится Щепетильникова, работает центр
развития карьеры, ворккемпы, ориентированные на общение студентов и
работодателей. Там же действуют нестандартные программы обучения. По
одной из них и учится Лиза. Однако, по её словам, если министерству
удастся зарегистрировать свой законопроект «О высшем образовании»,
такие программы перестанут существовать. Два закона «Руководить университетами не надо, им нужно создавать условия», –
говорит глава Госагентства по инновациям, науке и информатизации
Владимир Семиноженко, внимательно рассматривая количество публикаций и
уровень цитируемости в системе Scopus. Количество ссылок на публикации
даже одного из наиболее цитируемых вузов – университета им. Шевченко –
в несколько раз меньше, чем на статьи пражского или будапештского. «Это свидетельствует о том, что удельный вес университетской науки
даже в лучшем вузе мал. Цитируемость должна быть выше в два-три раза»,
– утверждает г-н Семиноженко. По его мнению, ситуация в высшем
образовании с прошлого года не сдвинулась с места.
Пока в стенах ведомства готовят законопроект о высшем образовании, в
Верховной Раде дожидается очереди законопроект, поданный главой
Конфедерации негосударственных учебных заведений, депутатом ПР Юрием
Мирошниченко. Ситуация с двумя законопроектами отражает не только
конкурентную политическую борьбу, но и положение дел в системе
образования, когда одни вузы хотят автономии, а другие боятся что-либо
менять. «Сейчас в образовательной среде есть два подхода. Первый
предлагает совершенствовать уже существующую постсоветскую систему с
достаточно жёстким государственным контролем, подчинением вузов,
усечением прав негосударственных вузов и усилением регуляторных функций
министерства. Второй, представленный мной, основан на мировой практике,
где вузы – это мощные образовательные центры, на базе которых
формируется активная научная работа, а качество образования
соответствует потребностям рынка», – объясняет Юрий Мирошниченко.
Крупнее вуз – лучше результат
В марте министр Табачник объявил об объединении до конца года
полусотни вузов по примеру университета «Львовская политехника», в
который уже вошло семь учебных заведений региона. Однако объединение
происходит не по указке свыше, а по желанию самих вузов. Ещё в 2008
году к «Львовской политехнике» стали присоединяться технические
колледжи Львова. Сейчас в составе университета политехнический колледж
Коломыи, Львовский технический колледж, технико-экономический,
автомобильно-дорожный колледжи, Приватный институт предпринимательства
и прогрессивных технологий и Институт управления им. Чорновила.
«Плюсов в таком объединении масса. Во-первых, колледжи повышают свой
статус. У преподавателей и студентов есть доступ к разработкам и
лабораториям вуза. Они имеют право на бесплатной основе приглашать
наших преподавателей. Но и мы выдвигаем им требования – методики работы
колледжей должны соответствовать университету», – поясняет Фокусу ректор вуза Юрий Бобало.
Университет «Львовская политехника» одним из первых получил звание
исследовательского вуза. Такой статус предполагает, что в стенах
учебного заведения трудятся не столько теоретики, сколько
исследователи, создающие новые технологии. А для этого нужна
соответствующая база. Логика укрупнения проста: финансирования,
выделяемого на улучшение научного потенциала каждого отдельного вуза,
не хватает, а вот если несколько учебных заведений скинутся, тогда
шансы купить новое оборудование в лабораторию у них увеличатся.
Анастасия Рингис, Фокус
Прикріплення: |